Как развить музыкальный слух?

Сегодня получила письмо от читателя моего блога с просьбой объяснить, что такое слух у певца.

Вопрос этот очень серьёзный, требующий подробного рассмотрения.

И надо сказать, что вопрос развития слуха волнует не только музыкантов-профессионалов, но и всех, кто проявляет интерес к музыкальной деятельности.

Когда родители приводят ко мне на занятия своих детей, они всегда спрашивают: «А стоит ли моему ребёнку заниматься музыкой? Есть ли у него слух?» И взрослые, которые только начинают обучение вокалу, волнуются: «А получится ли у меня?»

Конечно, получится!

Чтобы научиться петь или играть на музыкальном инструменте, необходимо просто иметь слух, то есть быть способным слышать звуки окружающего мира. Одним словом, если у вас здоровые уши, вы просто хорошо воспринимаете звуки, то и петь или играть на музыкальном инструменте вы обязательно научитесь. Было бы желание.

И в процессе музыкальной деятельности у вас разовьётся музыкальный слух.

С одной стороны, музыкальный слух необходим для успешной музыкальной деятельности, конкретно для исполнения, сочинения музыки и активного её восприятия.

С другой стороны,музыкальный слух развивается в процессе самой музыкальной деятельности.

Музыкальный слух — это способность воспринимать как отдельные музыкальные звуки, так и сложные связи между этими звуками в музыкальном произведении.

Музыкальный звук — это наименьшая частица музыки. В отличие от шумового звука музыкальный звук имеет точную высоту .

Всего у музыкального звука 4 свойства:

  1. высота;
  2. длительность;
  3. громкость;
  4. тембр.

Каждый отдельно взятый музыкальный звук не несёт никакой смысловой нагрузки, ничего не выражает.

Но в музыкальном произведении огромное количество звуков, и все они взаимосвязаны друг с другом, все они организованы в стройную систему . И благодаря этому, музыка имеет потрясающие выразительные возможности, она способна передавать тончайшие оттенки различных эмоций.

Музыкальный слух — это способность чувствовать функциональные связи между музыкальными звуками в музыкальном произведении.

    организуются на основе тяготения, образуя лад (самые известные лады — мажор и минор); организуются на основе метра и ритма (чередуются звуки различной длительности); организуются в созвучия — аккорды .

И поэтому музыкальный слух многогранен. Можно выделитьразличные виды слуха :

  1. ладовое чувство;
  2. чувство ритма;
  3. мелодический слух;
  4. гармонический слух.

Ещё важнейшими видами слуха являются:

    абсолютный слух — способность точно определять высоту звуков, не сравнивая с эталоном, с камертоном (то есть, способность слушая музыку, абсолютно точно называть ноты); относительный слух — способность определять на слух и воспроизводить голосом звуковысотные соотношения в мелодии, аккордах, интервалах, гаммах и так далее;

внутренний слух — способность мысленно представлять музыку по памяти, а также способность мысленно представлять музыку, просто глядя в ноты, без проигрывания на инструменте.

У хороших опытных певцов развит слух вокальный — способность чувствовать, движением каких мышц достигается то или иное звучание голоса.

Вокальный слух — это способность певца слышать не только голос, но и ощущать работу голосового аппарата как при формировании собственного голоса, так и при восприятии чужого голоса.

Для развития музыкального слуха в музыкальных учебных заведениях существует специальный предмет — сольфеджио. Однако, ещё раз повторю, что прежде всего музыкальный слух развивается в процессе активной ежедневной и систематической музыкальной деятельности.

Какие бывают виды музыкальной деятельности?

Это:

  • слушание музыки;
  • исполнение музыки — игра на музыкальных инструментах;
  • сочинение музыки, музыкальная импровизация;
  • движение под музыку — танец;
  • пение.

Музыкальный слух очень хорошо развивается во время пения. Вы можете обучаться пению, не выходя из дома, общаясь с преподавателем по программе Skype.

Познакомьтесь с вариантами обучения вокалу здесь. Обучение ведётся по ИНДИВИДУАЛЬНЫМ программам.