Как определить музыкальный слух

Как узнать онлайн есть ли слух?

Узнайте онлайн как проверить в домашних условиях есть ли слух. Здесь вы найдете комментарии и советы специалистов, как узнать есть ли слух к музыке, как понять есть ли слух.

Помимо музыкальной школы и поликлиники, многие люди еще хотят знать способы, как проверить есть ли слух. В наше время можно легко решить поставленную задачу с помощью интернета.

Сегодня существует множество сайтов, которые предлагают быструю проверку на наличие слуха. Большинство из этих интернет-ресурсов бесплатны.

В прохождении онлайн — теста на наличие музыкального слуха нет ничего сложного, даже если сайт на иностранном языке.

В основном все интернет-ресурсы предлагают прослушать два музыкальных фрагмента. Потом необходимо сделать выбор о том, похожа ли одна мелодия на другую. Такие действия необходимо будет повторить раз тридцать.

Затем пользователя просят самостоятельно оценить результаты теста. После чего программа выдает свою оценку в процентном выражении.

На каждом сайте предложено много разных тестов для определения музыкального слуха и пользователь может выбрать из них подходящий.

Если человек сомневается в полученном результате, то всегда можно воспользоваться другими интернет-ресурсами, а затем сравнить их выставленные оценки. В итоге можно будет объективно получить представление о наличии музыкального слуха.

Как узнать есть ли слух, когда нет доступа к сети? Для этого можно пройти нетрудные тесты самостоятельно дома.

Как понять есть ли слух?

Источник: http://www. all-answers. ru/index/muzyika/kak-proverit-est-li-sluh

Как проверить музыкальный слух

«Слон наступил на ухо…» — говорят обычно люди, которые уверенны, что у них нет музыкального слуха. А решили они так потому, что не попадают в ноты во время пения, или же обучаясь игре на фортепиано, не могут подобрать мелодию на слух. И даже не подозревают о том, как глубоко они ошибаются!

Как проверить музыкальный слух? Как узнать, расстраиваться сразу или немного подождать? Как понять, над чем нужно работать больше и интенсивнее?

Если вы решили заняться музыкой, но боитесь, что у вас не получится из-за отсутствия слуха, и вы не сможете услышать, где сыграли правильно, а где нет – не спешите расстраиваться.

Способы проверки слуха

Есть несколько проверенных способов определить есть у вас музыкальный слух или его просто нужно развивать.

Например, попросите кого-нибудь сыграть одну ноту. Прослушав ее, запоминаете, а потом пусть вам в разброс нажимают клавиши, пока вы не услышите ту, которую сыграли первой. Повторите так несколько раз. Если получилось угадать ноту по ее звучанию, значит со слухом у вас все в порядке. Либо же пусть нажимают ноты, но в разных октавах, а вам требуется назвать их.

Только не халтурьте, не называйте наугад. Иначе, какой же в этом смысл? Или можно попробовать другой вариант. Например, берете в руки по карандашу и садитесь за стол. Помощник молча выстукивает карандашом какой-нибудь ритм, примерно 5-7 секунд, а вы стараетесь воспроизвести этот ритм как можно точнее, выдерживая все паузы и длительность.

Повторите так 5-10 раз, постепенно усложняя рисунок.

Если же вы уже владеете азами игры на фортепиано, то вам будет полезен музыкальный диктант. Для начала можно делать так. Вам играют по очереди одиночные звуки в той октаве, где вам удобно будет петь. А вы пытаетесь попасть голосом в унисон тем звукам, которые слышите.

Когда вы потренируетесь так некоторое время, то переходите к наиболее точному способу проверить музыкальный слух.

Открываем ноты для первого класса и просим помощника (особенно хорошо, если этот человек владеет инструментом) медленно, выдерживая все паузы и длительность нот, сыграть пару тактов.

Вы в это время записываете то, что слышите у себя в тетради. Написав, проверяете и, увидев ошибки, если таковые будут, прикладываете все силы, чтобы исправить их в будущем.

Не опускайте руки, если что-то не получается с первого или второго раза. Все когда-то с чего-то начинают. Верьте в себя и в свои способности, больше практики и тренировок, и тогда вас точно ждет успех!

Источник: http://myfortepiano. ru/proverka-muzykalnogo-sluha. php

Проверка музыкального слуха: как это делается?

Понятие «музыкальный слух» следует рассматривать с точки зрения способности быстро улавливать, опознавать, запоминать и воспроизводить услышанные звуки. Для искусственного развития, выращивания музыкального слуха требуется применение систематизированных методов, с помощью которых можно достичь наилучшего результата.

Правильная качественная проверка музыкального слуха позволит выявить у ребёнка, и не только у ребёнка, способности, которые следует развивать.

Когда необходимо проводить диагностику музыкального слуха?

В принципе – хоть когда! Вообще, существует мнение, что музыкальный слух человек обретает на генетическом уровне, но это верно лишь наполовину.

Для того чтобы стать профессиональным музыкантом никакой особой одарённости не требуется, и даже наличие некоторых «зачатков» таковой гарантирует возможность получения высоких результатов в процессе регулярных занятий. Здесь, как и в спорте, всё решают тренировки.

Как происходит проверка музыкального слуха?

Проводить диагностику музыкальных способностей и проверку музыкального слуха в частности должен исключительно профессиональный музыкальный педагог.

Сам процесс состоит из нескольких этапов, в результате прохождения которых становится возможным сделать определённые выводы (правда не приходится полагаться на достоверность полученных выводов – часто-часто они оказываются ошибочными просто из-за того, что ребёнок воспринимает ситуацию проверки как экзамен и волнуется). Важно диагностировать слух по трём основным критериям:

  • наличие чувства ритма;
  • оценка интонации голоса;
  • способности музыкальной памяти.

Ритмика обычно проверяется так. Педагог сначала настукивает карандашом или другим предметом по столу (или прохлопывает в ладони) определённый ритм (лучше всего — мелодию из известного мультфильма). Затем предлагает испытуемому ее повторить. Если он в точности воспроизводит реальный ритм, можно говорить о наличии слуха.

Испытание продолжается: примеры ритмических рисунков усложняются. Таким образом, удаётся проверка музыкального слуха на чувство ритма. Следует отметить, что именно чувство ритма – в вопросе наличия или отсутствия слуха является главным и точным критерием оценки.

Интонирование голосом: чисто ли поётся?

Это не основной критерий для «вынесения приговора», но процедура, которой подвергаются все без исключения кандидаты на звание «слухач». Для выявления правильной интонации голоса педагог напевает знакомую несложную мелодию, которую ребенок повторяет. В данном случае выявляется чистота голоса и перспектива для занятий вокалом (тембровая красота – это относится только к взрослым).

Если у ребенка не слишком сильный, мелодичный и чистый голос, но обнаруживается наличие слуха, он вполне может посещать уроки игры на каком-нибудь инструменте. В данном случае значение имеет именно проверка музыкального слуха, а не наличия отменных вокальных данных. Да, и ещё: если человек поёт грязно или совсем не поёт, то ошибочно думать, что слуха у него нет!

Угадывание нот на инструменте: игра в прятки

Тот, кто проверяется, поворачивается к инструменту (фортепиано) спиной, учитель нажимает любую из клавиш и потом просит найти её на клавиатуре. Испытание проводят так же и с другими клавишами.

Потенциальный «слухач» должен в точности угадать ноты способом нажатия на клавиши и прослушивания звуков.

Это чем-то напоминает всем известную детскую игру в прятки, только в данном случае это музыкальная игра в прятки.

Автор – Татьяна Чижикова

Источник: http://music-education. ru/proverka-muzykalnogo-sluha-kak-eto-delaetsya/

Пройдите тест и узнайте, есть ли у вас музыкальный слух

Преподаватели музыки, вынося вердикт «медведь на ухо наступил», ставят крест на певческой и музыкальной карьере многих людей. Но действительно ли музыкальный слух — удел избранных, или нам чего-то не договаривают? Узнайте ответ здесь, а заодно пройдите тест на наличие музыкальных данных.

Отсутствие музыкального слуха — миф или реальность?

Ученые провели эксперимент по изучению наличия музыкального слуха у собак. Играя на фортепиано одну из нот, они давали псу есть. Через время у собаки выработался рефлекс, и, заслышав нужный звук, она бежала к миске с едой. На другие ноты животное не реагировало. Но если даже у четвероногих братьев наших меньших есть музыкальный слух, то почему в мире так много людей, у которых его нет?

Отсутствие музыкального слуха — миф, в который нас заставили поверить. Ученые утверждают: способность слышать ноты и воспроизводить их есть у каждого, просто не у всех она развита одинаково хорошо. Поэтому музыкальный слух и бывает:

  • абсолютным — такой человек способен определять высоту нот без сравнения с эталоном. Такие уникумы рождаются один на десять тысяч. Обычно этим даром обладают скрипачи и пародисты, имитирующие звуки;
  • внутренним — позволяющим, глядя на ноты, правильно воспроизвести их голосом. Этому учат на уроках сольфеджио в музыкальных школах и консерваториях;
  • относительным — наделяющим своего хозяина способностью точно определять интервалы между звуками и их длительность. Обычно это свойственно трубачам.

Чувство ритма тоже является частью музыкального слуха. Лучше всего оно развито у барабанщиков.

Чтобы определить уровень развития музыкального слуха, обычно обращаются к специалисту. Он предлагает выполнить несколько заданий:

  • повторить мелодию. На инструменте проигрывается музыкальная фраза, которую испытуемый должен воспроизвести голосом, отбивая такт хлопками;
  • отстучать ритм. С помощью карандаша задается ритмический рисунок, который нужно повторить. Таких заданий придется выполнить несколько, и каждый раз ритм будет усложняться;
  • воспроизвести интонирование. Проверяющий напевает мелодию, а тот, которого проверяют, должен ее повторить, сохранив все интонации исполнителя.

Вам могут предложить еще одно задание: угадать ноту. Стоя спиной к музыкальному инструменту, вы должны назвать, какой звук октавы сыграл педагог.

Сразу скажем: такой способ определения уровня музыкальных способностей наиболее точный. Хотя в домашних условиях вы тоже можете попытаться проверить, есть у вас развитый музыкальный слух или нет.

В этом вам поможет сайт «Все для детей», где в разделе «Музыкальные тесты» вы найдете далеко не детское задание, выполнив которое, получите объективную оценку своих музыкальных данных, а также узнайте, как быстро выучить ноты на гитаре, оказывается, это совсем не сложно.

Проверить свои способности в распознавании музыкального звучания можно и с помощью заданий, которые предлагаются в этом видео:

Читайте также: Как написать заявление на замену учителя

Способы развить музыкальный слух

Почему одни люди рождаются с абсолютным слухом, а у других он далек от совершенства? В этом виноват наш мозг. За развитие музыкального слуха отвечает небольшой отдел правого полушария. Там находится белое вещество, которое контролирует передачу информации, в том числе и звуковой.

От количества этого вещества во многом зависит способность правильно воспроизводить ноты. Увеличить его объем невозможно, но вот ускорить протекающие там процессы вполне реально. Для этого существуют упражнения по развитию музыкального слуха. Мы приведем самые действенные из них.

Гаммы

Проиграйте на инструменте все семь нот по порядку и напойте их. Затем проделайте то же самое без инструмента. Когда результат вас удовлетворит, порядок нот следует поменять на обратный. Упражнение скучное и однообразное, зато эффективное.

Интервалы

Играя на инструменте две ноты (до-ре, до-ми, до-фа и т. д.), пытайтесь потом повторить их голосом. Потом проделайте то же упражнение, но уже двигаясь с «верха» октавы. А затем попробуйте проделать то же самое, но уже без пианино.

Эхо

Такое упражнение используют воспитатели детского сада, но оно отлично подходит и взрослым. Воспроизведите с помощью любого проигрывателя (подойдет и телефонный плеер) несколько музыкальных фраз из любой песни, а затем повторите их сами. Не получилось? Сделайте несколько попыток, пока результат вас не удовлетворит. После чего приступайте к следующему песенному отрезку.

Танцы

Включайте любую музыку и танцуйте — так вы развиваете ритмический музыкальный слух. Этому неплохо способствует и чтение стихов под музыку.

Подбор мелодии

Пытайтесь подобрать знакомую мелодию на инструменте. Получится не сразу, но когда выйдет, вы, во-первых, поверите с свои силы, во-вторых, совершите большой прорыв в обучении.

Источник: http://megapoisk. com/muzykalnyj-sluh-kak-proverit-nalichie

Часто родители задаются вопросом: а есть ли у моего ребенка музыкальный слух? Способен ли он успешно учиться музыке?

Случаи, когда у ребенка есть хороший слух или даже выдающиеся способности к музыке очевидны — чистое, выразительное пение, ритмическая точность исполнения, способность быстро запоминать новые мелодии, подбор их по слуху на музыкальном инструменте.

Но как быть в других случаях, когда музыкальные способности выражены менее ярко, не лежат на поверхности?

Нужно сказать, что по научной статистике только 5% людей не имеют музыкального слуха, и это случаи клинические. У остальных людей он находится в разных стадиях развития.

Часто встречающийся пример: человек слышит, как нужно спеть мелодию, но не может воспроизвести ее голосом. Это говорит не об отсутствии музыкального слуха, а о дискоординации голоса и внутреннего слуха.

У детей приведение их в соответствие друг с другом не является проблемой и не может служить серьезным препятствием для обучения музыке. Да и во взрослом возрасте при правильных занятиях это поддается коррекции.

Известно много случаев, когда у детей, не умеющих петь чисто в начале занятий музыкой, обнаруживался впоследствии абсолютный слух.

Поэтому пение не может быть 100% показателем наличия

Поэтому пение не может быть 100% показателем наличия или отсутствия музыкальных способностей.

Ритмическая сторона исполнения тоже развивается в процессе обучения музыке.

Так что же указывает на музыкальные способности ребенка?

Желание слушать музыку, вслушиваться в ее звучание.

Эмоциональная чуткость к разным настроениям, выраженным в музыке.

Интерес к музыкальным инструментам, различным тембрам звука.

Фантазия, образное восприятие мира.

Вопрос «учить ребенка музыке или не учить» предпочтительно решить в этом случае положительно, даже при отсутствии уверенности в далеко идущих профессиональных планах.

Выберите ребенку подходящего ему профессионального учителя музыки и откройте вместе с ним этот удивительный мир.

Источник: https://miusova-ds16.edumsko. ru/articles/kak_opredelit__est__li_u_rebenka_muzykal_nyj_sluh

Консультация по теме: МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ И ЕГО ВИДЫ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ И ЕГО ВИДЫ

Прежде чем приступить к серьёзному разговору о развитии музыкального слуха, давайте, как говорят в научных кругах, «договоримся о терминах» .

Высоколобые теоретики определяют музыкальный слух как специальную способность человека, базирующаяся на общих психических и физиологических свойствах человека, поддающуюся развитию в процессе музыкальной деятельности у людей даже с минимальными музыкальными способностями.

А если проще, МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ — это способность человека полноценно воспринимать и воспроизводить музыку.

Качество слуха зависит от развитости всех сторон (видов) слуха.

Он подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, тембра, громкости, длительности), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении.

Структура музыкального слуха включает:

а) основные виды слуха (внешний, внутренний,);

б) компонентные виды слуха (обязательные и необязательные).

Обязательные (для профессионалов) компонентные виды слуха сориентированы на восприятие отдельных структурных компонентов музыкального целого. Среди них — относительный, ритмический, мелодический, интервальный, эмоциональный. ладовый, тональный, звуковысотный, интонационный, тембровый, динамический, фактурный, полифонический, архитектонический( чувство формы)

Необязательные ( даже для профессионалов) виды — это экстраординарные уникальные проявления музыкального слуха. Среди них — абсолютный и цветной, основанный на возникающих под воздействием музыки цветовых представлениях, имеющих субъективный характер ( синопсия).

Абсолютный слух — это особый вид долговременной памяти на высоту и тембр звука: способность узнавать и определять, используя названия нот (с, d, e и т. д.), высоту отд. звуков мелодии

Абсолютный слух порой рассматривают как предпосылку успешной деятельности в области музыки, однако, согласно имеющимся данным, многие великие композиторы (Вагнер, Скрябин и др.) им не обладали.

По мнению многих, гораздо важнее относительный, или интервальный слух — умение воспринимать, определять, понимать, представлять отношения, функциональные связи между звуками .

Это — более высокая ступень организации слуха. И это необходимо ВСЕМ, не только музыкантам. Кроме того, «для жизни, светлой и радостной», а так же «пользы и удовольствия для» неплохо бы иметь следующие виды музыкального слуха :

мелодический — способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития — записывать нотами;

гармонический — способность слышать гармонические созвучия — аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте (этот вид слуха отвечает также за умение подобрать на слух аккомпанемента к мелодии. петь в многоголосном хоре);

внутренний — умение представить мелодию без воспроизведения голосом, способность «думать» музыкальными фразами;

ритмический — умение чувствовать ровный метр – пульс произведения, длительность каждого звука и звуковых сочетаний. Иными словами — ощущение музыки во времени и в движении.

Каждый из вышеперечисленных видов слуха развивается в процессе обучения музыке. Даже абсолютный. Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас методики известны.

Но, люди добрые, всё это – не главное.

Важнейшим компонентом музыкального слуха является общая музыкальность, выражающаяся в эмоциональной отзывчивости на музыку, в яркости и силе специфических музыкальных переживаний.

Как показывает практика, без такой эмоциональной предрасположенности человек оказывается неприспособленным как к полноценному восприятию музыки, так и к любым формам музыкальной деятельности.

Как же определить наличие или отсутствие слуха?

Начнём с того, что действительное отсутствие музыкального слуха – явление достаточно редкое. У большинства людей слух присутствует с рождения, однако, степень выраженности его у всех разная. Отсутствие музыкального слуха — такая же редкость, как, например, врожденная слепота

Бывает, что ярко выраженный талант даётся человеку сразу от Бога (или от природы — кто как верит). Чистое, выразительное пение, великолепная музыкальная память, поразительная лёгкость, стремительность овладения музыкальным языком…

Такие люди интонировать начинают раньше, чем говорить – я лично знаю несколько примеров (известны даже случаи, когда человек, будучи успешным профессионалом, не имел профессионального музыкального образования). Если Вы или Ваш ребёнок принадлежите к этой счастливой категории – примите мои поздравления. Правда, у Вас имеются проблемы иного рода, но об этом – не сейчас.

Но как быть в других случаях, когда музыкальные способности выражены менее ярко, либо не выражены совсем?

Часто встречающийся пример: человек слышит, как нужно спеть мелодию, но не может воспроизвести ее голосом.

Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь — значит «медведь на ухо наступил»

Позвольте, но как Вы познакомились с этим медведем? Если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке! Не в порядке с координацией между слухом и голосом. Но это-то как раз поправимо. Даже в вашем случае.

Что же касается детей, то их способность к координации может быть в латентном состоянии лет до 5-6, а потом «выскочить» сама собой, без всяких усилий с Вашей стороны (другое дело, что «дожидаться милостей от природы» не стоит).

В общем, пение не может быть 100% показателем наличия или отсутствия музыкальных способностей.

Более серьёзные показатели – наличие чувства ритма, ощущение звуковысотности.

Как протестировать ребёнка?

Я обычно тестирую детей при помощи нескольких несложных игр:

Прошу «сыграть в паровозик» — повторить за мной несколько ритмоформул разной сложности

Определить количество взятых одновременно звуков, в созвучии, затем – в последовательности

Сыграть в «угадайку» — педагог нажимает на пианино(синтезаторе) клавишу, находящуюся в небольшом диапазоне, заранее оговоренном с ребёнком (например, от двух чёрненьких до трёх чёрненьких). Ребёнок. отвернувшись, слушает, а затем пытается найти заданный звук «методом научного тыка».

Ещё несколько несложных диагностических игр:

Читайте также: Нормативы по установке мусорных контейнеров во дворах

«эхо» — пение за педагогом любых несложных, но разнообразных попевок на 2-х и 3-х звуках. «волосянка». — так я сразу определяю примарные тона, и заодно объём лёгких

«Волосянка» — аутентичная детская народная игра. Проводится следующим образом: произносится ритмизованый текст «давАйте-кА, ребЯта, волосЯн — ку тянУть». а далее нужно, набрав побольше воздуха, «тянуть» голосом А-а-а-а-а-а-а» — кто сколько вытянет.

Как правило, звук, интонируемый ребёнком в этом случае непроизвольно, находится в диапазоне его примарных тонов. Целесообразно для уточнения провести несколько «раундов», поддаваясь, делая вид, что у Вас воздух закончился раньше, и т. п. Взрослым и детям, умеющим считать, для определения П. Т.

можно ещё посчитать до 20-30 спокойным, монотонным голосом Сначала интонация, как правило, «скачет», а потом, устанавливается на пр. тоне (как весы),

Чаще всего этого бывает достаточно. Такие игры — не только неплохая диагностика, но и отличные « развивалочки» для индивидуальной работы .

Дети играют с удовольствием. Взрослые, кстати тоже. Попробуйте — эта диагностика эффективна для любого возраста.

А что же реально указывает на музыкальные способности маленького ребенка?

Желание слушать музыку

Эмоциональная чуткость к разным настроениям, выраженным в музыке.

Образное восприятие мира, неуёмная фантазия.

Страстное желание петь.

Всего лишь? Но этого достаточно, чтобы понять – ЕСТЬ.

Так к чему, собственно мы должны прийти — есть ли какая-то конечная точка развития музыкального слуха?

У профессионалов сформированность музыкального слуха определяется по следующим показателям: в анализе на слух — интервальный, аккордово-функциональный, ладовый; в мелодическом диктанте — звуковысотный, метроритмический, осознание структуры мелодии; в интонировании мелодии — звуковысотный, метроритмический, выразительность исполнения Способность чисто петь самостоятельно в двух — и многоголосии. Сформированность архитектонического слуха — чувства муз. формы. Эта способность осознавать, понимать и оценивать соразмерность временных отношений между разл. компонентами муз. произв. их функциональные значения в целом (квадратность, неквадратность, трёхчастность, экспозиция, развитие, завершение развития и др.) — одна из наиболее сложных форм слуха. Она граничит уже с творческим мышлением, мышлением композитора

Для непрофессионала же конечная точка — это:

— способность чисто петь, не имея гармонической и мелодической помощи, без сопровождения

— способность чисто петь самостоятельно в двух — и многоголосии.

— способность подбирать аккорды на слух.

А вообще — несть предела совершенству

Источник: https://nsportal. ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/02/16/muzykalnyy-slukh-i-ego-vidy

Для галочки

Музыкальный слух

Само по себе понятие «Музыкальный слух» нужно рассматривать, как способность быстро улавливать, опознавать, запоминать и воспроизводить услышанные звуки. Для того, чтобы искусственно развить музыкальный слух понадобится применение систематизированных методов, при помощи которых можно достичь максимального результата.

При правильной и качественной проверке музыкального слуха можно выявить потенциальные способности, которые в дальнейшем можно развивать как у детей, так и у взрослых.

Когда лучше всего провести диагностику музыкального слуха

По большому счету – в любое время, в любом возрасте. У некоторых специалистов бытует мнение о том, что мы обретаем музыкальный слух на генетическом уровне, хотя это является правдой только наполовину.

Чтобы добиться музыкальных высот и стать профессиональным музыкантом каких-то особенных одаренностей не требуется. Ведь имея в наличии даже некоторые «зачатки» музыкальных способностей можно надеяться на получение в дальнейшем высокого результата при регулярных занятиях.

Такие занятия можно сравнить со спортивными тренировками. Занимаешься – получаешь результат.

Как проходит проверка музыкального слуха

Такую проверку обязательно должен проводить профессиональный музыкальный педагог, или музыкант-специалист с педагогическим образованием. Учитель музыкальной школы – самый оптимальный вариант. Проверка проходит в несколько этапов. После чего можно сделать некоторые выводы.

Каждый преподаватель знает о волнении человека на экзамене и обязательно учитывает этот факт при проверке желающего заниматься музыкой. Ведь его ответ может стать неким «приговором» для «испытуемого». Он может не справляться с поставленными задачами даже из-за обычного волнения или стеснительности.

Слух проверяют по трем основным критериям:

  • Наличие чувства ритма;
  • Чистое интонирование голосом (пропевание звуков);
  • Музыкальная память.

Проверка ритмического слуха

Чувство ритма обычно проверяют таким образом: преподаватель стучит по столу или хлопает в ладоши определенный ритм (чаще всего это знакомые ритмы из песен), после чего предлагает повторить его испытуемому. При точном повторении ритма можно говорить о наличии чувства ритма (ритмического слуха).

Далее ритмические рисунки немного усложняются. Именно во время усложнения простых ритмов выявляется наличие чувства ритма. Ведь именно чувство ритма, во время проверки наличия музыкального слуха, является главным и точным критерием последующей оценки.

Чистота интонирования

Это не самый главный критерий для оценки музыкальных способностей, но очень главная процедура. Ее проходят все кандидаты на звание «слухач». Для такой проверки преподаватель напевает или наигрывает знакомую мелодию, а испытуемый ее повторяет. Таким образом, выявляется чистота голоса и возможная перспектива для занятий вокалом. Тембровая красота голоса проверяется только у взрослых.

Если ребенок имеет не очень сильный, чистый голос, но чувство ритмического слуха у него в норме, он свободно сможет заниматься обучением на музыкальном инструменте. Не стоит путать с проверкой вокальных данных, это совсем другое. Здесь имеет значение только музыкальный слух. И самое главное, если испытуемый совсем не поет или поет «грязно» — это вовсе не значит, что слуха у него тоже нет.

Угадывание музыкальных звуков

Самое интересное. Проверяемый поворачивается спиной к фортепиано, а преподаватель нажимает любую клавишу. После этого испытуемый должен ее найти, основываясь на своих ощущениях и музыкальной памяти.

В основном нажимаются ноты в середине клавиатуры (средний регистр), но при хороших результатах учитель может нажимать и достаточно низкие и достаточно высокие звуки на клавиатуре.

Потенциальный «слухач» обязательно сможет найти эти звуки.

Вот таким нехитрым способом можно проверить человека на наличие музыкального слуха. Такую проверку проходят все без исключения желающие заниматься в музыкальной школе. Так что зная это, вы сможете дома самостоятельно потренироваться, после чего смело идти на проверку в музыкальную школу!

Похожие уроки можете посмотреть здесь:

Написать мне:

Источник: http://dlyagalochki. ru/kak-proverit-muzy-kal-ny-j-sluh/

Музыкальный слух

Музыкальный слух — это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).

Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются: абсолютный слух — способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном; относительный слух — способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.

; внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес; интонационный слух — способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации.

Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина — сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

В разном возрасте люди слышат музыку по-разному. Это правда.

Ребенок способен различать звук с частотой до 30 000 колебаний в секунду, но у подростка (до двадцати лет) этот показатель составляет 20 000 колебаний в секунду, а к шестидесяти годам он снижается до 12 000 колебаний, в секунду.

Хороший музыкальный центр подает сигнал с частотой до 25 000 колебаний в секунду. То есть люди старше шестидесяти уже не смогут оценить все его преимущества, они попросту не услышат всю широту гаммы звуков.

Неважно, в каком возрасте начать тренировать свой слух. Неверно. Американские исследователи выяснили, что наибольший процент людей с абсолютным слухом наблюдается у тех, кто начал изучать музыку между 4 и 5 годами жизни. А среди тех, кто начал заниматься музыкой после 8 лет, людей с абсолютным слухом почти не встречается.

Мужчины и женщины слышат музыку одинаково. На самом деле, женщины слышат лучше мужчин. Диапазон частот, воспринимаемых женским ухом, значительно шире, чем у мужчин. Они точнее воспринимают высокие звуки, лучше различают тональности, интонации. Вдобавок, женский слух не притупляется до 38 лет, а у мужчин этот процесс начинается уже с 32 лет.

Наличие музыкального слуха не зависит от языка, на котором говорит человек. Неверно. Это доказала исследовательница из калифорнийского университета, сравнив данные 115 американских и 88 китайских студентов-музыкантов. Китайский язык является тональным.

Так называется группа языков, в которых в зависимости от интонации одно и то же слово может приобретать несколько (до десятка) значений. Английский язык — не тональный. У испытуемых исследовался абсолютный слух. Они должны были различать звуки, которые по частоте отличались всего лишь на 6%.

Результаты впечатляют. С испытанием на абсолютный слух справились 60% китайцев и всего 14% американцев. Исследовательница объяснила это тем, что китайский язык более мелодичен, и китайцы с рождения привыкают различать большее число звуковых частот.

Таким образом, если язык человека музыкален — с большой вероятностью у него будет и абсолютный музыкальный слух.

Мелодия, услышанная хотя бы раз, хранится в нашем мозгу всю жизнь. Это правда. Американские ученые обнаружили зону коры головного мозга, отвечающую за музыкальные воспоминания. Это та же самая слуховая зона коры головного мозга, которая отвечает и за восприятие музыки.

Читайте также: Как начать шить одежду

Оказывается, нам достаточно услышать хоть раз мелодию или песню, как она уже сохраняется в этой слуховой зоне. После этого, даже если мы не будем слышать прослушанную мелодию или песню, слуховая зона все-равно способна извлечь её из своих «архивов» и проиграть в нашем мозгу «по памяти».

Весь вопрос лишь в том, как глубоко упрятана эта мелодия. Любимые и часто слышимые композиции хранятся в кратковременной памяти. А давно услышанные или слышимые редко мелодии откладываются в «чуланы» долговременной памяти.

Тем не менее, какое-нибудь событие или звуковой ряд могут неожиданно заставить нашу память извлечь эти забытые мелодии из своих «закромов» и проиграть их в нашем мозгу.

Музыкальный слух передается по наследству. Это мнение бытует давно и широко распространено. Но только недавно ученые смогли его научно обосновать.

Исследователи обнаружили, что у людей без музыкального слуха в нижней лобной извилине правого полушария содержится меньше белого вещества, чем у тех, кто хорошо воспринимает и воспроизводит мелодии.

Не исключено, что данная физиологическая особенность обусловлена генетически.

Животные не имеют музыкального слуха. Они просто слышат музыку по-другому. Животные воспринимают гораздо больше звуковых частот.

И если люди способны уловить до 30 000 колебаний в секунду, то собаки, например, регистрируют звук, имеющий частоту от 50 000 до 100 000 колебаний в секунду, то есть улавливают даже ультразвук. Хотя животным и свойственно чувство такта, однако мелодию наши питомцы воспринимать не могут.

То есть они не объединяют аккордовые сочетания звуков в определенную последовательность, именуемую мелодией. Музыку животные воспринимают лишь как набор звуков, причем некоторые из них расценивают как сигналы животного мира.

Музыкальный слух — способность, которая дается свыше и которую невозможно развить. Неверно. Те, кто поступал в музыкальную школу, наверное, помнят, что их просили не только спеть, но и отстучать мелодию (например, карандашом по крышке стола). Объясняется это просто. Преподаватели хотели оценить наличие у поступающего чувства такта.

Оказывается, именно чувство такта дается (или не дается) нам от рождения, и его невозможно развить. И если уж у человека его нет, то ничему его научить преподаватели музыки не смогут. Кстати, процент людей, у которых отсутствует чувство такта, очень мал.

А вот всему остальному научить можно, в том числе и музыкальному слуху, было бы желание.

Музыкальный слух — редкость. Неверно. На самом деле, любой человек, способный говорить и воспринимать речь, обладает им. Ведь для того, чтобы разговаривать, мы должны различать звуки по высоте, громкости, тембру и интонации. Именно эти умения входят в понятие музыкального слуха.

То есть, почти все люди обладают музыкальным слухом. Весь вопрос только в том, каким видом музыкального слуха они обладают? Абсолютным или внутренним? Высшая стадия развития музыкального слуха — абсолютный слух. Он раскрывается только в результате занятий музыкой (игре на музыкальном инструменте).

Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха. Низший уровень развития слуха — внутренний слух, некоординированный с голосом. Человек, обладающий таким слухом, может различать мелодии, воспроизводить их по памяти, но не петь.

Отсутствие музыкального слуха называют клиническим уровнем развития слуха. Им обладают всего лишь 5% людей.

Источник: https://www. molomo. ru/myth/ear_for_music. html

Музыкальный слух: мифы и реальность. Музыкальный слух — Всё о создании электронной музыки

Музыкальный слух — совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха).

Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:

Существует распространенное мнение, что музыкальный слух — это что-то почти уникальное — дар божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.

Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: «мне медведь на ухо наступил».

Действительно ли это такая редкость — музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие — нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Зачем вообще появился? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей? Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так.

Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки. Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков.

У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

Виды музыкального слуха

Абсолютный слух

Способность узнавать по слуху любую ноту (до, ре, ми и т. д.) и воспроизводить ее голосом без предварительной настройки. Это относится и к звукам, исполняемым не только на музыкальных инструментах (сирена, телефонный звонок, стук по металлической трубе и т. д.).

Относительный слух

Отличается от абсолютного тем, что для определения или пропевания нот на слух необходима настройка — звук или аккорд, относительно которого мысленно будет выстроен звукоряд. Развивается в процессе обучения музыке.

Мелодический слух

Способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития — записывать нотами. Развивается в процессе обучения музыке.

Гармонический слух

Способность слышать гармонические созвучия — аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте.

На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.

Возможно его развитие даже при начальном отсутствии такой способности.

Внутренний слух

Внутреннее представление правильного звуковысотного интонирования, без воспроизведения голосом.

  1. Внутренний слух, некоординированный с голосом. Начальный уровень.

На практике выражается в подборе мелодии, возможно с аккомпанементом, по слуху на инструменте или понимании ошибок на слух в изучаемом произведении.

  • Внутренний слух, координированный с голосом. Профессиональный уровень. Результат серьезных занятий сольфеджио.

    Предполагает слышание и предслышание нотного текста и возможность работы с ним без музыкального инструмента.

  • Развивается в процессе обучения музыке.

    Предслышание

    Мысленное планирование внутренним слухом будущего чистого звука, ритмической фигуры, музыкальной фразы. Используется, как профессиональный прием в вокале и для игры на всех музыкальных инструментах.

    Можно ли развить музыкальный слух?

    Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое.

    Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова. Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Да конечно, нет! У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух.

    Отсутствие музыкального слуха — такая же редкость, как, например, врожденная слепота! Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха.

    Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь — значит «медведь на ухо наступил», «нет музыкального слуха». Но ведь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как рисовать, танцевать или плавать.

    А, кроме того, если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке! И, наконец, если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете, на этот счет, не беспокоится. Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся.

    Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух. Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека.

    И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.

    Развитием музыкального слуха занимается спец. дисциплина — сольфеджио. однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

    Один из методов развития интонационного слуха — через движение, дыхательные практики и танец. Различные проявления музыкального слуха изучаются в музыкальной психологии, музыкальной акустике, психофизиологии слуха. Слух диалектично связан с общей музыкальностью, выражающейся в высокой степени эмоциональной восприимчивости музыкальных явлений, в силе и яркости вызванных ими образных представлений и переживаний. Если у вас есть желание заниматься музыкой в том или ином виде, отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к вам!

    Источник: http://cjcity. fdstar. ru/3722-muzykalny_sluh_mify_i_realnost. html