Что такое «абсолютный музыкальный слух»?

Пользователь удален Гуру (2677) 10 лет назад

Абсолютный музыкальный слух включает в себя две составляющие. гармонический и мелодический. Если упростить, то:

Гармонический-это умение распознать все звуки в любом аккорде.

Мелодический-умение воспроизвести и запомнить любую мелодию.

Абсолютный слух это даже не способность понимать музыку, это просто память на высоту звуков. Человек с абсолютным слухом может мгновенно в любой момент сказать, что за ноту ему сыграли, или пропеть любую ноту. Он просто помнит как звучит какой звук и воспроизводит его подобно граммофону.

Но дело в том, что музыканту абсолютный слух не нужен, зато абсолютно необходим относительный слух — способность осознавать и воспроизводить ладовые связи звуков. Без относительного слуха ни понимать, ни хорошо исполнять музыку невозможно. Именно относительный слух имеют в виду, когда говорят о том, есть слух или нет. Абсолютный слух развивается легче чем относительный.

Слух внутренний и внешний

Различают две разновидности музыкального слуха:

1. внешний музыкальный слух, т. е. способность слухового восприятия реально звучащей музыки;

2. внутренний музыкальный слух, т. е. способность представлять музыку в сознании, внутренне слышать и переживать, не исполняя и реально не слушая ее, а узнавая и воспроизводя музыку по памяти, в процессе чтения нот или творческого созидания.

Внутренний слух различается по степени яркости внутренних слуховых образов и по сложности их, т. е. может охватывать все перечисленные выше явления, но и ограничиваться несколькими из них, или даже отдельными, одиночными.

Другими словами, анализируя содержание, форму внутреннего слуха, его качество, соотношение с музыкальной памятью и механизмы, мы рассматриваем различные его свойства.

Идеальный внутренний слух обладает свойствами, развитыми самым наилучшим образом. Относительный или абсолютный, он должен быть и мелодическим и гармоническим, отличаться яркостью представлений, произвольно или непроизвольно опираться на чувство музыкальной логики, быстрое, точное, полное вспоминание, иметь значительный объем памяти и охватывать все формы внутреннего воспроизведения.

Внутренний слух исключительно важен для музыканта исполнителя (при чтении с листа часто приходится забегать вперед и представлять себе развитие мелодии на ближайшие три-четыре такта). более того, он неотделим от относительного слуха; для композитора хорошо развитый внутренний слух в высшей степени необходим. Общеизвестно, например, что Бетховен и Сметана полностью оглохли, но продолжали, на основе приобретенного ранее музыкального опыта и полагаясь лишь на внутренний слух, создавать гениальные произведения.

Слух мелодический и гармонический

Слух также можно поделить по восприятию количества голосов музыкальной ткани на мелодический и гармонический.

Слух мелодический — способность воспринимать и представлять одноголосную мелодию. Слух гармонический — способность воспринимать и представлять музыкальное многоголосие.

Источник: «Гнесинка»