Что надо делать, чтоб лучше чувствовать ритм и музыку?

Как развить музыкальный слух? Такой вопрос волнует людей в разном возрасте. Родителей беспокоит вопрос, как развить музыкальный слух у ребенка, а взрослый человек, стыдящийся своего не восприятия музыкальных опусов, вообще сомневается в возможности такого процесса. На самом деле решить можно даже проблему, как развить голос и хороший музыкальный слух себе в домашних условиях. Важно правильно поставить задачу и выбрать индивидуальную методику.

Под понятием музыкального слуха понимается способность человека самостоятельно воспринимать музыку, отличать ее по видам и оркестровке, а также оценивать ее достоинства и недостатки. Любой человек имеет различную эмоциональную чувствительность к мелодичному звучанию и разный голос, что создает виртуальные образы, психологическое переживание и ассоциации. Нельзя стремиться к однотипному пониманию музыкального произведения, а в понимание, как развить музыкальный слух, следует вкладывать способность к самостоятельному восприятию мелодии с выработкой индивидуальных ассоциаций. Человек не должен быть равнодушным к музыке.

Помимо психолого-эмоционального восприятия, человека надо научить различать структурные параметры музыки: громкость, высоту, тембр, ритм, а также совокупность звуков как единое музыкальное произведение. Исполнительский голос, т. е. умение петь, во многом связано со слухом.

Каждый человек имеет разную степень музыкальной одаренности, и поэтому способности к восприятию музыки различаются у разных людей. Можно выделить следующие разновидности таких способностей:

  1. Абсолютный музыкальный слух: уникальная способность различения и запоминания параметров музыкальных звуков без эталонов (нот). Даже профессиональные музыканты не всегда имеют такие достоинства. Считается, что вопрос, как развить абсолютный слух, практически не разрешим. Это природный дар, который можно только поддержать с помощью упражнений.
  2. Относительный тип: способность различать звуки в сравнение с эталонами и воспроизведение мелодии по нотам или предварительной настройки базового аккорда. Такую способность вполне можно развить при обучении музыке с помощью специальных упражнений.
  3. Мелодический вариант включает понимание мелодического строя (ритма, высоты, направления) и возможность пропеть мелодию. Различные упражнения позволяют развить такую склонность.
  4. Гармонический тип #8212; различение мелодии по аккордам и их последовательности, а также умение воспроизвести путем подбора аккордов. Развить музыкальный слух самостоятельно в себе можно даже без предварительной специальной подготовки.
  5. Внутренний слух подразумевает умение правильного разложения звучания по высоте, но без голосового воспроизведения. В этом случае обладать слухом не означает одновременное обладание и голосом. При профессиональном обучении можно развить способность воспроизведения внутреннего голоса на инструменте или голосом. Для этого существуют специальные упражнения при занятиях сольфеджио.

Для развития музыкального слуха давно существует специальное направление в музыкальной педагогике #8212; сольфеджио. Оно позволяет профессионально решить проблему. На практике способности развиваются разными способами, например, при помощи ритмических занятий под музыку (танец, комплекс движения). Для гармоничного развития человека важно развить музыкальный слух у ребенка, когда восприимчивость и обучаемость находится на высоком уровне. В дошкольных учреждениях и школах проводятся специальные занятия в этом направлении.

Если не ставится задача профессионального овладения музыкой, то для развития слуха можно воспользоваться простыми способами. Самое важное #8212; необходимо убедить себя в том, что понимать мелодию не сложно, а медведь обошел ваше ухо стороной. Наиболее популярны такие домашние методики:

  1. Исполнение гамм. Вначале исполняется на музыкальном инструменте полная октава (от До до Си). Затем повторяется исполнение, но с дублирования нот голосом с попыткой правильного воспроизведения высоты. Следующий шаг: исполнение всей октавы только голосом. Упражнение повторяется в обратном порядке следования нот.
  2. Пение совместно с певцом. При пении совместно с любимым исполнителем следует стремиться попадать с ним в унисон, т. е. по высоте и длительности звучания. Повторять одну мелодию надо столько раз, пока голоса не начнут совпадать.
  3. Попадание в ноту. На домашнем инструменте берется одна нота (например, Ля), а голосом вытягивается гласный звук (например, О). Постепенно повышая высоту голоса, надо достичь унисона с нотой.
  4. Игра в ноты. На инструменте воспроизводится разный набор нот (например, До-ми-соль), а голосом издается такое же звучание. Повторяется до тех пор, пока не возникнет унисон. Затем упражнение проводится с другим набором нот. Постепенно можно переходить от 3-х нот к большему количеству.

Вообще, развитие чувственного восприятия связано с частотой и качеством прослушивания музыки. При использовании различных произведений (в т. ч. обязательно и из классического ассортимента), в конце концов, найдутся те мелодии, которые вызовут эмоциональное восприятие. Именно через чувственное отношение к музыке вырабатывается и способность к ее пониманию.

Начинать учить музыке надо с самого рождения. Исполнение мелодии над малышом способствует не только его засыпанию, но и впитывается в сознание.

Рекомендуется иметь дома игрушки с имитацией разных инструментов. Надо чтобы с раннего детства ребенок отличал звук колокольчика, скрипку, саксофон или пианино.